Обераммергау - театр и жизнь

Обераммергау – баварская деревня, расположенная в предгорьях Альп, насчитывающая чуть больше 5000 жителей. Это один из интереснейших туристских объектов - и не только в Баварии. Чем же знаменита эта деревня? Во-первых, своими мастерами вырезать деревянные скульптуры. Во-вторых, огромным театром, в котором каждые 10 лет силами местных жителей разыгрывается спектакль «Страсти Христовы» - Passionsspiele. В-третьих, великолепной церковью в стиле барокко, посвящённой апостолам Петру и Павлу, построенной в середине XVIII в. В-четвёртых, многочисленными традиционно баварскими фресками, нанесёнными прямо на стены деревенских домов – Luftlmalerei.

Oberammergau, Продавец деревянной скульптуры.История, которую я буду рассказывать, началась в XIVв. Возвращался домой из Италии баварский герцог, ставший всегерманским императором, Людвиг Баварский. Боевой конь его споткнулся и упал на колени перед огромной елью. Император истолковал это как знак свыше. Он давно дал обет, если станет императором, основать монастырь, а вот теперь и место было точно указано. Случилось это в 1328г. Заложен монастырь Ettal 28 апреля 1330г. Далее император решил приписать к монастырю Ettal близлежащую деревню Oberammergau. Жители этой деревни были обязаны участвовать в строительстве монастыря и обеспечивать всевозможные перевозки, необходимые монастырю. При этом крестьяне деревни получили некоторые привилегии, в частности, они теперь имели право торговать. Итак, господином деревни Oberammergau стал монастырь Бенедиктианцев Ettal.

К монастырю Ettal стекались толпы паломников со всех концов Европы, чтобы поклониться чудотворной статуе Божьей Матери, находящейся в церкви. Вот тут-то и появился спрос на определённый товар. Паломникам требовались распятия, фигурки Христа, Божьей Матери, святых, небольшие алтари, крестики. Обераммергаузцы тут же начали осваивать резьбу по дереву, чтобы удовлетворить появившийся спрос. Действовали они довольно успешно и вскоре паломники начали возвращаться домой с изделиями мастеров из Обераммергау.

Еще большая потребность в товаре, создаваемом резчиками по дереву из Обераммергау, появилась в середине XVIв. Как известно, в 1517г. выступил Мартин Лютер с 95 тезисами, в которых критиковался католицизм. С тех пор Европа раскололась на католиков и протестантов. Между ними шла не только вооружённая борьба, но и борьба в философских и художественных сферах. Например, тогда в архитектуре церквей стал формироваться стиль барокко. Кроме того, что церкви, построенные в этом стиле, были светлыми и радостными, на их сводах появились фрески с изображением небожителей и сцен из Священного Писания. Это сделало небожителей ближе к верующим и понятнее. Короче говоря, у католической церкви появилась потребность в наглядных пособиях, разъясняющих тексты Библии. С помощью фигурок, вырезанных и раскрашенных мастерами из Обераммергау, стали создаваться целые сцены из Евангелия. Очень популярны были сцены Рождества и Пасхи. Такие многофигурные композиции стали устраивать в церквах, монастырях и частных домах. Эти фигурки можно было потрогать и переставить по своему вкусу и этим как бы приблизиться к библейским персонажам. Естественно, что такие кукольные сцены очень нравились детям и им уже можно было дать на них первые толкования Библии. Это всё дало новый толчок расцвету мастерства резчиков по дереву из Обераммергау. Если Христа, Божью Матерь, святых необходимо было изображать в определённых позах и одеждах с известными атрибутами, то при изображении обычных людей и животных мастер мог дать простор своей фантазии.

Вот тогда же, и это логично, верующим захотелось, чтобы скульптурные многофигурные неподвижные библейские сцены ожили, заговорили и задвигались. Стали распространяться театрализованные мистерии на библейские сюжеты. При этом роли в этих представлениях исполняли сами жители деревень. Часто сцены из Библии разыгрывались прямо в церкви или около неё. Религиозные догмы становились понятнее самым широким слоям верующих.

Всё шло хорошо, ремесло резчиков по дереву процветало, деревня Обераммергау жила рядом с монастырём Ettal безбедно. Но тут накопившаяся вражда между католиками и протестантами разразилась 30- летней войной. Война докатилась и до дальних баварских деревень в предгориях Альп. В 1632г. протестанские войска шведского короля Густава Адольфа оккупировали Мюнхен. С целью грабежа отряды солдат разбрелись по всей Баварии. Соседний монастырь Ettal был захвачен шведами и разграблен, много монахов было убито. Затем шведы основательно похозяйничали в Обераммергау, при этом, естественно, нанесли большой ущерб католической церкви. Принесли с собой в эти места шведы и чуму, которая тогда свирепствовала в Европе. С одним из жителей чума добралась и до деревни Обераммергау. С октября 1632г. по октябрь 1633г. в деревне от чумы вымерло почти 400 человек. Казалось, что Божья Кара обрушилась на деревню: и шведы, и чума, и голод. Надо было срочно принимать какие-то эффективные меры.

27 октября 1633г. собрался Совет деревни и дал обет, что, если прекратится эпидемия, то каждые 10 лет силами жителей деревни на Пасху будет разыгрываться представление на тему „Страстей Христовых.“ Обет этот давался перед Распятием, стоявшем в главном алтаре тогдашней церкви. Легенда гласит, что после этого чума отступила. Замечу, что такие представления на религиозные темы игрались тогда во многих населённых пунктах, но сохранились до наших дней в Баварии только в Обераммергау.

Сцена из Страстeй Христовыx - 2010

Впервые представление Страстей Христовых было дано в помещении церкви на Пасху уже в 1634г. Следующая мистерия Страстей Христовых состоялась в 1644г. Это представление было уже более грандиозным, к нему тщательно готовились, оно проходило на улице рядом с церковью и деревенским кладбищем. Шестое представление проходило в 1680г. и с тех пор оно практически всегда проводилось по круглым датам. Последняя театральная постановка состоялась в 2010г. Естественно, что к каждому представлению уточнялся сценарий и разрабатывалась постановка.

Основателем традиции наружной росписи домов считается местный художник Франц Цвинк (Franz Zwinck, 1753-1808). Он украсил один дом фреской под названием «Суд Пилата» на тему Страстей Христовых в 1784г. Теперь этот дом называется «Дом Пилата». Дальше эта традиция была подхвачена и тема фресок стала самой разнообразной. 

Oberammergau, Lüftlmalerei

 В 1770г. правительством Баварии все религиозные мистерии были запрещены и только спектакли Страстей Христовых в Обераммергау чудесным образом получили разрешение властей на продолжение и с тех пор сделались уникальными. Тогда же, во второй половине XVIIIв. спрос на произведения резчиков по дереву (это те же люди, что исполняли роли в Страстях Христовых) из Обераммергау резко увеличился. Особенно раскупались произведения на религиозные темы. Простые обыватели хотели украсить свои жилища этими яркими, выразительными скульптурками.

Начали мастера резать игрушки для детей: забавных животных, кукол, лошадок с тележками, головоломки, солдатиков. Кстати, о солдатиках. В начале XIXв., ещё при Наполеоне и позже после его разгрома, появилось у знатных людей новое увлечение – играть в солдатики. Составлялись панорамы прошлых сражений, для которых нужно было иметь сотни солдатиков, одетых в различную форму, лошадей, пушек и многого другого. Всё это в больших количествах заказывалось мастерам из Обераммергау, которые были уже знамениты на всю Европу.

Сегодня резчики по дереву из Обераммергау известны на весь мир, и тот, кто приезжает сюда туристом любоваться фресками на стенах домов или переживать на мистерии Страстей Христовых, обязательно увозят с собой эти замечательные деревянные скульптурки, изготовленные на любой вкус.

Это и другие повествования о Мюнхене и Баварии, вы можете прочесть целиком в одной из трех недавно изданных книг Бориса Кирикова.  Kупить книги можно, связавшись с автором. Контакт