Путеводитель по Мюнхену с еврейским уклоном

Имеет не столько хронологический порядок, сколько топографический.
В основу текста положена экскурсия, проведенная Ниной Сафьян.

Фридрих Барбаросса

Начнем с начала - с возникновения Мюнхена в 1158 году.  Что же было в самом начале:  история о том, что герцог Генрих Лев разрушил всем известный мостик? Наверное, нет. В начале была соль - белое золото - основа богатства Мюнхена? Тоже, наверное, нет. В начале было слово. В данном случае это был приказ Генриха Льва разрушить мост, по которому раньше доставляли соль и через который нужно было проехать и заплатить пошлину епископу города Freising.

Итак, был приказ Генриха Льва pазрушить этот мост, что сделали его солдаты ночью, чтобы не заметил епископ, и возвести этот мост в другом месте, где сейчас находится Ludwigsbrücke. На этом месте Генрих Лев построил таможню, и все повозки с солью проходили через новый мост, и те торговцы, которые ехали на этих повозках, платили пошлину Генриху Льву.

Конечно, это было несправедливо. Это был акт насилия, и епископ вскоре пожаловался кайзеру Барбароссе - великому Фридриху Барбароссе.

В городе Аугсбурге,  который тогда уже был городом, состоялась встреча Барбароссы и епископа Фрайзинга, и император Барбаросса принял соломоново решение - он разделил доходы от продажи соли и от таможенных сборов между епископом Фрайзинга и Генрихом Львом- таким образом была восстановлена справедливость.

Герб Мюнхена

На том месте, где мы сейчас находимся, в то время было небольшое поселение монахов. И называлось это поселение „у монахов“ - bei  Mönich. Со временем стало оно называться Мюнхен.

Вот вы видите толпу людей возле колонны Марии - они наблюдают за колокольным представлением. В 11, в 12 и в 17 часов вы всегда увидите здесь толпу. Это  колокольное представление - третье по величине в Европе, но мало кто знает, что оно было в начале 20 века  подарено городу Мюнхену бразильским консулом по фамилии Росфаль. Когда в 1936 году к власти пришли нацисты и обербургомистр Мюнхена узнал о неарийском происхождении консула, консул уже умер. Обербургомистр отдал деньги, которые в свое время пожертвовал консул с такими хорошими целями, его наследникам для того, чтобы никакого упоминания о дарителе неарийского происхождения вообще в истории Мюнхена не было.

Герб Мюнхена

Обратите внимание на герб Мюнхена, на нем изображен монах (герб менялся со временем, но монах оставался всегда, таким он остался и сейчас), а так же лев (это герб Баварии, наверное, не последнюю роль в этом сыграло имя Генриха Льва - основателя города Мюнхена). С тех пор 14 июня каждый год празднуется день основания города Мюнхена. Мюнхен почти такого же возраста, как Москва.
      
Вот это фонтан рыб. Здесь, на этом месте, был рыбный рынок, и торговцы держали выловленную рыбу здесь в проточной воде. Это был очень красивый фонтан, он был разрушен во время второй мировой войны. После войны он был восстановлен, но очень скромно. Вот эти фигурки с ведрами в руках сохранились, еще были четыре фигурки уличных музыкантов - они сейчас находятся в воротах Karlstor.

Такое восстановление памятников - не один к одному, а более скромное - делается намеренно, потому что нельзя восстановить в первоначальном виде то, что разрушено войной - это не восстановимо. Поэтому я думаю, что и в этот раз это было сделано специально. 

Сейчас мы пройдем к тому месту, где жили евреи. Они появились в Мюнхене примерно через 70 лет после основания города. Мы пришли сейчас к месту, которое называется Marienhof.  В 12 веке здесь был еврейский переулок Judengasse.  Посмотрите на этот узкий переулок Albertgasse,  так вот, Judengasse  было как бы его продолжение.

Конечно, не было здания ратуши и всех этих здании. А что здесь было? А здесь была городская стена. То есть город практически здесь заканчивался. Немножко дальше была резиденция герцогов Виттельсбахов и евреи поселились здесь, наверное для того, чтобы быть как можно ближе к герцогам. Евреи платили  герцогам так называемый еврейский налог за то, что бы они их защищали, но жизнь потом показала, что это не помогло евреям.
   
Евреи тогда не имели гражданских прав и характерно то, что именно эта категория населения должна была заниматься конкретными профессиями, т.е был запрет на профессии. Гражданских прав не имели многие, те которые были недостаточно богаты, чтобы платить налоги, но запрет на профессии был только для евреев. И еще они не имели права владеть недвижимостью и землей. Евреям оставались торговля, посредничество и ростовщичество, т.е. они брали деньги под залог под большой процент, а потом человек должен был вернуть долги с процентами, в этом случае он получал свой залог. Почему занимались этим именно евреи? Потому, что был запрет церкви на это занятие для христиан. Римский папа, ссылаясь на определенное место из библии, издал так называемые канонические запреты. Христианам запрещалось брать проценты со своих братьев, а чужим это было можно, библия это не запрещала, и папа римский смотрел на это совершенно спокойно. Евреи были чужими, вот они всегда и занимались ростовщичеством, а потом стали банкирами. Надо сказать, что это занятие было достаточно доходным и через много десятилетий им стали заниматься и христиане тоже. Они видели в евреях конкурентов и местное население - должники тоже видели в евреях врагов-кровопийцев:  oни брали с них большие проценты, они забирали залог, т.е. евреи были всегда враждебны местному населению. И конечно в этом было дело. Весь город был должен евреям, и гораздо проще было их согнать в синагогу и сжечь, как это произошло в 13 веке, чем возвращать им долги. В этом были причины, а не выдуманные предлоги, например, участие евреев в ритуальных убийствах, отравление колодцев, заражение местного населения чумой.

В этом месте была в 13 веке построена синагога. Это разрешили Виттельсбахи, которые всегда относились к евреям с достаточным пониманием  и корректно, ну за исключением самого последнего (правящего) Людвига III.

Синагога переводится как место собраний. Вот здесь собирались евреи и герцог Альбрехт III, который в конце 15 века изгнал евреев из Баварии и сделал ее judenfrei, в свое время разрешил евреям построить синагогу, а затем и кладбище. До этого евреи хоронили своих мертвых в Регенсбурге, они везли трупы и по дороге должны были платить за это довольно большой налог.

Надо сказать, что ритуальные убийства - тот предлог, под которым было очень много гонений на евреев, изображались художниками на картинах. Вот картина, которая висела в новой ратуше до начала второй мировой войны. Вот евреи распинают младенца, они используют его кровь в ритуальных целях для приготовления мацы. Ну как же было тем, кто это видел, не придти к мысли, что евреи - это враги, это чужие, они всегда жили по-другому, у них были другие традиции, у них была другая вера, они, кстати, жили с точки зрения гигиены значительно более чисто и аккуратно по сравнению с другим населением. Евреям предписано три раза в день мыть руки перед едой, евреям было запрещено ходить в общие бани, где было недостаточно чисто, евреи  из ритуальных соображений должны были купаться в колодцах с дождевой или проточной водой - в микве, которая была вот здесь внизу синагоги.     
Когда в 15 веке герцог Альбрехт III (как ни странно, но его называли набожный ) изгнал евреев из Баварии, синагогу не разрушили, на ее месте основали  Groftkapelle и этот переулок, где мы сейчас стоим, стал называться Groftgasse. А что же сейчас на этом месте, где Marienhof? Это одно из немногих мест в городе, которое свободно, которое не застроено, очень много было дискуссий насчет того, что же здесь сделать - не может такое место пропадать. В конкурсе, который объявил городской совет, победил один архитектор, по его предложению здесь сейчас ведутся раскопки и вполне возможно, что найдут остатки синагоги и городской стены, которая здесь была еще в 12-13 веке. Потом на этом месте будет большой подземный гараж, а потом центр для встреч граждан т.е. это будут какие-то общественные сооружения.    

Посмотрите на этого аиста, очень давно, в средние века, на этом месте была аптека, владельцами которой была семья Störch  (эта фамилия переводится как аист) и вы увидите в Мюнхене очень много таких скульптурных фигурок, вот таких интересных обозначений на углах домов, над домами. Это было необходимо, потому что нумерация домов появилась в Мюнхене  только в 1770 году по примеру Парижа. Жители Мюнхена, которые там были и которые имели вес в городском совете, настояли на том, что нужно и в Мюнхене ввести нумерацию. А до этого времени так выглядел адрес этой семьи: за ратушей, в доме, на котором аист, семья Aист.
    
Сейчас мы с вами подошли к так называемому  Старому двору - это первая резиденция Виттельсбахов в Мюнхене. Эта династия правила Баварией почти 800 лет. Случилось так, что в свержении ее тоже принимал участие еврей  и достаточно успешно, в 1918 году здесь в Мюнхене была Баварская советская республика - на этом закончилось правление Виттельсбахов. Возглавлял эту республику первый премьер министр Баварии – еврей Kurt Eisner.

A тогда, в 13 веке, Виттельсбахи построили себе эту резиденцию. Если Вы зайдете туда вы очутитесь как в оазисе - везде всегда толпы туристов, а там тихо, фонтан, красиво. Она восстановлена сейчас почти полностью, но давайте представим себе, каким красивым  по тем меркам было это здание раньше, там была библиотека, там была очень интересная кирха - она была внутри резиденции. A там сразу же была городская стена и ров.  Вы видите следующую улицу, она называется Hofgraben, но только название улицы осталось от того рва, с помощью которого Виттельсбахи защищались от врагов. Но жизнь показала, что защищаться им надо иногда и от своего восставшего народа. В 14 веке мюнхенцы восстали - они обнаружили обман Виттельсбахов. Правители решили строить себе новую резиденцию дальше, вот там где она находиться сейчас. И городская стена была передвинута дальше - второе укрепление Мюнхена. Вторую новую резиденцию Виттельсбахи строили несколько веков, а в старой резиденции осталось помещение управления.    

А как выглядели здания Мюнхена в старые века, когда тут недалеко жили евреи? Посмотрите на самое старое сохранившееся здание Мюнхена. Конечно, оно было разрушено во время войны, конечно, его восстановили сейчас, но очень бережно, и можно получить представление о том, как выглядели здания тогда.

Здесь жил очень важный и влиятельный чиновник - городской писарь. Давайте представим себе, как он гусиным пером писал законы и протоколы заседаний городского совета. Не каждый мог стать городским писарем. Он должен был быть обязательно юристом. Он готовил решения городского совета и магистрата. Это был очень уважаемый человек. Позже он жил в другом месте, а в этом доме находилось тоже довольно важное для города учреждение – управление по торговле вином. Вино было тогда излюбленным напитком народа, не пиво, а вино! Оно было достаточно дешевым и кислым, это баварское вино. Со временем торговля вином стала другой, привозили в Мюнхен  и продавали здесь на рыночной площади, которая стала потом называться Marienplatz, вино из Франции и Италии. А в начале пили дешевое и кислое баварское вино. Здесь остался винный погреб в старом стиле - ресторанчик–погребок. Потом через много лет это здание взяла в аренду одна голландская компания.

Мы идем сейчас по Burgstrasse. Обратите внимание -  не переулок, а улица, это одна из немногих улиц в Мюнхене, которая была вымощена булыжником в 15 веке, поэтому она стала называться улицей. Она довольно широкая по сравнению с теми переулками, которые мы видели, - Albertgasse и Judengasse - она вела к крепости, в которой жили герцоги.    

Центром жизни Мюнхена была старая ратуша, которая была построена еще в 15 веке. Это было место, где проводились городские праздники, а также внизу содержались заключенные, место, где заседал городской совет, где принимались законы и решения, очень важные для жизни города.     

Если у Вас будет возможность, посмотрите на этот праздничный зал - он круглый,  деревянный и очень интересно сделан. Конечно, эта ратуша, как и все остальные здания в центре Мюнхена, была разрушена. Только этот праздничный зал восстанавливали 5 лет. Делали это 20 скульпторов, миллиметр за миллиметром, они делали эту работу только вручную, наверное, точно так, как делали это в 15 веке, ничего они не применяли, никаких механизмов и современных приспособлений.
    
Обратите внимание:  внутри, на втором этаже есть памятная доска о том, что здесь 9 ноября 1938 года состоялось совещание высшего органа управлявшего нацисткой партией и отсюда был издан приказ о погроме. Погромная ночь (Reichspogromnacht) начиналась здесь, вот на этом месте.     
Погром - одно из немногих слов русского происхождения, которое вошло во все языки и осталось без изменения. Pogromnacht это не Reichskristallnacht, это намного хуже. Reichskristallnacht  - это хрустальная ночь, только осколки стекла из разгромленных еврейских магазинов валялись на улице… Pogromnacht это совсем другое...     

Наверно интересно нам узнать, какие танцы танцевали в то время. Вот посмотрите на эту фигуру. Это сделал совершенно гениальный  скульптор  Erasmus Grasser (1480), он тоже жил в Мюнхене. Посмотрите на одежду, на прическу этого человека. Так одевались и так танцевали в средние века, ну конечно не евреи. Евреи жили по-другому,  танцевали и одевались по-другому. Это так называемые Moriskentänzer, оригиналы находятся в городском музее.    

В центре становилась красивая девушка, ее окружали танцоры, вот так одетые, она держала в руках яблоко или кольцо, и тот, кто танцевал красивее всех и выделывал самые замысловатые фигуры, получал от нее награду. Как много движения в этой фигуре! Большой праздничный зал в ратуше украшен копиями этих танцоров. Сегодня, когда проходит Oktoberfest, там можно увидеть молодых людей, точно так одетых, точно так причесанных, в такой точно обуви, которые пытаются, или действительно изображают все фигуры этого танца, т.е. традиция эта осталась и живет до сих пор.

Мы вышли на улицу, которая называется Tal, раньше она называлась Salzstrasse  (Соляная улица), ее назвал так император  Ludwig Bayer - это первый Виттельсбах, который стал императором.

Вот он стоит и смотрит на свою Соляную улицу и еще он видит, наверное,  Isartor - это ворота, через которые шли все повозки с солью. Они попадали сначала на мост через Isar, потом ворота, потом шли вот по этой улице, достаточно широкой (со временем она была тоже вымощена булыжником), и попадали так на рынок на теперешней Marienplatz, бывшей Marktplatz. Торговцы должны были держать свой товар не менее 3 дней. Это тоже придумал Ludwig Bayer, это был толчок к экономическому развитию города. Если торговцы должны были 3 дня оставаться в городе, то здесь, на улице Таль, для них должны были быть пансионы (дома где они могли бы остановитъся), должны были быть кузнецы, которые ковали их лошадей и т. д.
    
Со временем город печатал собственные монеты и имел все больше и больше денег. Поэтому жители города довольно быстро стали обеспеченными людьми. А кто еще жил в городе Мюнхене кроме евреев? Конечно же, евреев было немного. Жили ремесленники, которые вырывались из-под гнета крепостничества, т.е. им удавалось попасть с город и было тогда выражение „городской воздух делает свободным“ („Stadtluft macht frei“), действительно, это были свободные люди. Город создавал все условия, чтобы они могли работать и платить налоги. Люди богатели и богател  город. И вот эта улица – Таль, по обеим сторонам находились заезжие дворы, были магазины и примерно 1300 повозок с солью в день проходили по этой улице.    

Этот дом потом стал домом городского писаря, он перебрался сюда с Burgstrasse, когда там обосновалось учреждение по торговле вином. Вот как он выглядел, вот рельеф.

А вот ниже львиный рельеф - уже плохо можно увидеть, что там происходит. Видно, что это львица и вот ее малыши-львята, которые родились не то мертвыми, не то слепыми, и по старинному преданию, она вдыхает в них жизнь. Очень много есть объяснений, почему здесь этот рельеф, что это значит, но одно из объяснений - это то, что религия значит для человека - она вдыхает в них жизнь.     

Примерно три века в Мюнхене и в Баварии евреев почти не было. Когда их изгнали из Баварии, они двинулись в восточную Европу, особенно хорошо их принял польский король, и очень много евреев осело с тех пор в Польше. Многие попали в Россию, на Украину, в другие страны.

Но правители Баварии не могли долго обходиться без евреев. Евреи не нужны были им как граждане. Им нужны были деньги, и как источник денег евреи были нужны.  И со временем герцоги стали приглашать евреев обратно в Геманию, в том числе, и в Баварию. И они возвращались на то место, откуда были изгнаны.   

Продолжение